История парфюмерии

Слово "парфюмерия" произошло от латинского "fumus" (курение, благовоние, дым). Слово это достаточно молодое, впервые оно было упомянуто в начале XVI-го века, что отнюдь не значит, что до этого люди не использовали ароматические вещества.
Еще за три тысячи лет до нашей эры египтяне использовали ароматические растения в медицине и косметике. Ароматы сопровождали людей древних цивилизаций в течение всей жизни. Они помогали детям появляться на свет, стимулируя и облегчая роды. Их применяли при снаряжении умерших в последний путь. Ароматы поддерживали здоровье, сохраняли красоту и молодость, использовались при религиозных обрядах. В Древнем Египте ароматная вода и благовонные смолы были неотъемлемыми атрибутами различных ритуалов и церемоний, а высшие сословия пользовались душистыми растираниями и мазями, приготовленными путем соединения пахучего растительного сырья с маслами и жирами. В бальзамировании (для пропитывания пелен, которыми обертывали умерших) применялись кедровое масло и ладан, несомненно, как вещества, обладающие консервирующими свойствами. Мы можем только предполагать, насколько древние разбирались в целительной силе растений. В древнеиндийских текстах Аюрведы упоминаются ароматические эфирные масла в предписаниях целебного характера. У более поздних цивилизаций, главным образом - у греков и римлян, ароматические масла нашли применение в религиозных церемониях. Документы подтверждают, что древние греки и римляне также немало знали о целебных свойствах масел. К 1000 году н. э. арабский врач Авиценна получал более чистые эфирные масла, сделав процесс дистилляции более эффективным.
Древние Греки в своих парфюмерных изысках во многом опирались именно на опыт Египта. Именно греки начали использовать помимо ароматических смол, бальзамов и специй эфирные масла, получаемые из цветов и растений. Однако, значительную часть ароматических веществ доставляли с Востока. Проделав столь длительный путь они сильно возрастали в цене и позволить себе "импортные" ароматы могли только состоятельные граждане. Именно в Древней Греции на смену моноароматам стали приходить парфюмерные композиции. При раскопках греческих городов были найдены таблички, на которых подробно описывается состав благовоний, применяемых как женщинами, так и мужчинами с как с эстетической, так и гигиенической целью (ароматические мази обладали дезенфицирующим эффектом). Даже провожая человека в загробный мир ему клали флакончик с благовоньем. Излюбленными запахами древних греков были ароматы розы, лилии, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, шафрана, мяты и аниса.
Одним <чудом света> стали ароматизированные фонтаны, в воду которых добавлялись эфирные масла. Вокруг фонтана создавалась удивительная аура, которую мог унести с собой любой желающий - достаточно было постоять немного около воды и подождать, пока брызги осядут на коже.
Из Греции ароматы перекочевали в Рим. У римлян наибольшим почетом половались ладан, мирра, сандал, мускус в сочетании с корицей, имбирем, ванилью.
Однако в средние века использование благовоний сделалось чуть ли не исключительным правом церкви, пользование ими в мирских целях рассматривалось как грех.
На Западе развитие парфюмерии было очень слабым, ибо потребление ее было приостановлено набегами варваров. А на Востоке развитие ее шло полным ходом: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.
История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции, в Грае, жасмин и розы. И только в XII веке с развитием тороговых отношений парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока. Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод.
К XV веку Грае и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами.
Легенда гласит, что рецепт первой "Воды королевы Венгрии", на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела. XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVD веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.
В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рождением парфюмерии в чистом виде.
Это открытие перевернуло мир парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и животных выделений.
Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Фарина и сыновья готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии. Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (eau de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и повелел завозить ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).
Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным.
Лишь в XVIII веке духи окончательно разделились на мужские и дамские.
В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы. В том числе: Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)
Затем в XIX веке Жан Герлен ("Guerlain"), Франсуа Коти ("Coty") и Эрнест Дальтроф ("Caron") - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании. Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды.
Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком ("Chanel №5"). "И до Шанель другие кутюрье... стали пробовать себя в качестве создателей духов, - пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. - Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов"...Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы. В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём: "революцию" в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5".
В 1929 году огромным успехом пользовались духи "Лиу", названные по имени персонажа оперы Пуччини "Турандот". Лиу - служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи "Лиу" становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи "Ночной полет", название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).
30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их Femme.
Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали "Диориссима", "Диорелла", "Диориссант" (1956, 1972, 1979 годы).
Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ - духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление "зеленых" духов, и цветочный аромат L'air du temps Нины Риччи.
Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин, также в это время появляются "бисексуальные" запахи, успех которых был связан с культурой хиппи.
Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.
В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux", не потерявшая высокого качества и изысканности "haute couture", но ставшая более доступной. 80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы.
На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях. В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.
В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, Obsession Кельвина Кляйна, Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи "Пуазон" были удостоены сразу двух престижных премий - итальянского приза Екатерины Медичи и американского - как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.
Два последние десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981 -1985-е годы - чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы - женственность и классицизм. 1988-1990-е - загадка, духовность и символизм. 1990-е годы - аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.
В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Dolce vita (сладкая жизнь).
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Французский банк данных в области парфюмерии насчитывает в своем каталоге за 1880-1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи - в других странах. Однако говорят при этом, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.
Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются легкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы. С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих "прародителей" и заняла достойное место среди других искусств.
В статье использованы материалы
из книг
Галина Лавренова "Вдыхая дивный аромат"
Й.Стефан Еллинек <Духи - мечта во флаконе>
Ф.Павья <Чарующий мир духов>.
Лихонин А.С. <Вы и Ваши духи>
Васильева Е.К., Пернатьев Ю.С. <Магия ароматов>
Т.Краснолуцкая, В.Сидоренко <Духи для вас>
2010-07-13 14:05:04
-- Обсудить на форуме --
         

Женский портал, женских каталог, все для женщин!
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Protected by Copyscape plagiarism checker - duplicate content and unique article detection software.

Обратная связь
e
e
Пожалуйста, представляйтесь в запросе авторизации и указывайте цель Вашего обращения. Иначе авторизация будет отклонена.